- Как обосновать невозможность соблюдения запрета на использование иностранного программного обеспечения: аргументы и причины
- «НЕ прописываем» запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
- 1. Отсутствие единых классов иностранного программного обеспечения
- 2. Невозможность обеспечения экономического интереса заказчика
- 3. Невозможность обосновать невозможность
- Как обосновать невозможность соблюдения запрета
- 1. Нет доступных аналогов в России
- 2. Невозможность обновления программного обеспечения
- Когда можно закупить иностранное ПО
- Обновления и допуск
- Программное решение отсутствует в реестре
- Закупаемое ПО не является конфиденциальной информацией
- Как действует запрет на допуск ПО
- Запрет на допуск программного обеспечения
- Дополнительные ограничения
- Документация и реестры
- Видео:
- 44-ФЗ: Алгоритм применения импортозамещающих актов в государственных закупках
Как обосновать невозможность соблюдения запрета на использование иностранного программного обеспечения: аргументы и причины
Запрет на использование иностранного программного обеспечения, как части экономического постановления, является обязательным требованием для всех подразделений и заказчиков в нашей электронной системе закупок. Однако, существуют случаи, когда соблюдение этого запрета невозможно или затруднительно. Обосновать невозможность соблюдения данного требования представляется важным заданием для специалистов в области информационной безопасности и закупок.
В частности, некоторые продукты программного обеспечения не содержат в себе допуск для использования иностранных программных средств или обновления. В таких случаях, подчеркивается необходимость применения иностранного программного обеспечения для выполнения заказчиком своих функций и обязанностей по договору.
Техническими специалистами представляется аналогичная ситуация по обновлению иностранных программных средств, надлежащих за их использование и функционирование. Поскольку у нас нет возможности обновлять эти продукты от имени нашего закупщика, мы не можем соблюсти требование постоянного обновления программного обеспечения, которое действует по постановлению №1236. В таком случае, невозможно соблюсти запрет на использование иностранного программного обеспечения по этому требованию.
«НЕ прописываем» запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Однако, соблюдать это требование не всегда возможно по ряду причин:
1. Отсутствие единых классов иностранного программного обеспечения
Иностранное ПО представлено широким спектром продуктов различного происхождения и функциональности. Не существует единых классовификаторов, которые позволили бы четко определить, какое именно ПО является иностранным. Это усложняет его идентификацию и контроль над его использованием.
2. Невозможность обеспечения экономического интереса заказчика
Многие заказчики государственных закупок выбирают иностранное ПО из-за его высокого качества, функциональности, обновления. Ограничение на использование иностранного ПО противоречит их стремлению обеспечивать оптимальные решения и выгоду для своей организации.
3. Невозможность обосновать невозможность
Сбор и анализ информации о национальном ПО, его аналогах и возможностях требует значительных временных и финансовых ресурсов. Постановление не предоставляет четких указаний по обоснованию невозможности использования национальных аналогов иностранного программного обеспечения.
Таким образом, запрет на допуск иностранного программного обеспечения в российской государственной сфере, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, имеет ряд проблем в своем обосновании и применении. Он противоречит экономическим интересам заказчиков государственных закупок, а также требует уточнения требований и возможности обоснования его невозможности в конкретных случаях.
Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Для заказчика информационной системы, использование иностранного программного обеспечения может стать проблемой с точки зрения соблюдения запрета. Но, иногда такое обоснование просто обязательно. Когда заказчик не может выполнить требования, установленные в документации по закупкам, необходимо предоставить обоснование, почему соблюдение запрета невозможно. В данной статье мы рассмотрим несколько приемов, с помощью которых можно обосновать данную необходимость.
1. Нет доступных аналогов в России
Одним из основных приемов обоснования невозможности соблюдения запрета на использование иностранного ПО является отсутствие в России аналогичных программных продуктов. В обязательном порядке следует указать на отсутствие единых реестров или баз данных, содержащих информацию о российских аналогах запрещенных программных продуктов.
2. Невозможность обновления программного обеспечения
Еще одним важным фактором в обосновании невозможности соблюдения запрета является отсутствие возможности обновления программного обеспечения. Если для использования программного обеспечения необходимо получить доступ к обновлениям, которые разработчик предоставляет только иностранным пользователям, следует указать на этот факт в обосновании и описать, почему без обновлений использование программы невозможно.
Также стоит отметить, что требования к использованию иностранного программного обеспечения могут быть приведены в постановлении Минкомсвязи РФ от 16.11.2015 № 761, в котором программы, запрет на использование которых подлежит принудительному действию в государствах, в части которых требованиями российского закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусмотрены обязательные реестры, публикации данных самих реестрах.
Такому обоснованию необходимо подготовить полное и аргументированное обоснование иностранности программного продукта или микропрограмма (классическом или микропрограммы), наше закупаемое программное обеспечение не подпадает под требования по одному из классов в реестре (заполняется, возможно её отсутствие или письма с справками от разработчика продукта) установленным постановлением. Поэтому, соблюдать данное требования запрета заказчику нельзя. В свободной форме обобщая необходимость отдельного анализа по каждому конкретному типу информации, выполняемых заказчиком или правообладателем (на соблюдение законов Российской Федерации и требованиям по сбору, размещению) о выявлении типа обрабатываемой информации законодательство Российской Федерации, поскольку такой информации они обязаны обработке на основе соответствующих требований Федерального закона,
Кроме указанных требований, следует также указать отсутствие возможности связаться с разработчиком программного обеспечения для уточнения информации о возможности использования продукта в соответствии с российским законодательством.
В общем, опытным путем заказчику, чтобы обоснованные требования допуска не противоречат законодательству Российской Федерации, обязательно опираются на описание непосредственно, так что можно смело обращаться к этому образцу для разработки обоснования для заказчика.
Когда можно закупить иностранное ПО
Запрет на использование иностранного программного обеспечения может создать ряд проблем для организаций и предприятий. Однако, в некоторых случаях допускается использование и закупка иностранного ПО.
Обновления и допуск
Если ваша компания уже пользуется иностранным программным обеспечением и не может обновить его в соответствии с запретом, допускается использование продукта до тех пор, пока обновления не станут доступны. В таком случае, следует обосновать невозможность обновления в соответствии с требованиями правительства.
Программное решение отсутствует в реестре
Если иностранное программное обеспечение не включено в реестр запрещенных продуктов, его можно приобрести и использовать без ограничений. Однако, перед приобретением иностранного ПО, убедитесь, что оно не подпадает под запрет в соответствии с постановлениями и документами, применяемыми в вашей стране.
Государства могут классифицировать программное обеспечение на различные классы в зависимости от требований к его использованию. Поэтому перед закупкой и исследованием иностранного программного обеспечения, необходимо ознакомиться с требованиями правительства и определить, к какому классу относится необходимый продукт.
Как правило, классическое иностранное программное обеспечение, используемое бизнес-сектором, редко подпадает под запрет, поскольку является неотъемлемой частью экономического развития.
Закупаемое ПО не является конфиденциальной информацией
Если иностранное программное обеспечение не содержит конфиденциальную информацию и не нарушает экономические или государственные интересы, то его можно закупать и использовать без каких-либо ограничений.
В случае возникновения вопросов, можно обратиться к закону, по которому действует запрет на использование иностранного ПО, и уточнить, есть ли исключения из запрета для данного программного продукта.
Как действует запрет на допуск ПО
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «О запрете использования иностранного программного обеспечения при закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действует запрет на использование иностранного ПО при его закупке для государственных и муниципальных нужд.
Данный запрет осуществляется в обосновании на допуск ПО, которое содержится в специальном реестре наше страны, содержащем данные о ПО, которое соответствует требованиям о наличии отечественного программного обеспечения в государственном секторе экономики.
В случае, когда необходимость допуска иностранного ПО возникает при выполнении определенных функций, которые не могут быть выполнены отечественными аналогами, заказчик должен составить соответствующее обоснование, в котором приведена информация о технической невозможности выполнения задач на отечественном ПО.
В составе запрещенного ПО подпадают микропрограммы, обновления и эксплуатационные процедуры иностранного происхождения, несмотря на то, что сами ПО могут быть приобретены в свободной форме. При этом использование информации и ПО, полученных в некоммерческих организациях и государствах, не подпадает под действие запрета.
Заказчику запрещается закупить иностранное ПО, если оно подпадает под классическое определение продуктов информационного оборудования, а также в случаях, когда оно является «не готовьте к установке» и эксплуатация ПО до введения в эксплуатацию собственником данных продуктов невозможна.
Для обновления ПО заказчик обязан использовать исключительно отечественные ресурсы и решения. Извещения о госзакупках, в которых указывается возможность использования иностранного ПО, являются недействительными.
Таким образом, запрет на использование иностранного ПО при закупке товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд действует в рамках законодательства РФ и требуется его строгое соблюдение.
Запрет на допуск программного обеспечения
Согласно данному постановлению, государственные учреждения обязаны использовать только программное обеспечение, которое содержится в реестрах программного обеспечения, ведомственных реестрах программного обеспечения и других подобных документах. Такое программное обеспечение должно быть разработано или зарегистрировано на территории Российской Федерации, а также соответствовать требованиям информационной безопасности.
Документ даёт возможность увеличить пул заказчиков для российских разработчиков программного обеспечения и оборудования.
Постановление предусматривает ряд требований, которым должно удовлетворять программное обеспечение для его допуска к использованию:
- Программа должна быть зарегистрирована в реестре программного обеспечения.
- Программное обеспечение должно отвечать требованиям безопасности, установленным Правительством Российской Федерации.
- При закупке программного обеспечения необходимо заполнять извещение, которое отправляется в адрес правообладателя программы.
- Допуск программного обеспечения к использованию осуществляется только после получения письменного согласия правообладателя.
Таким образом, использование иностранного программного обеспечения в государственных учреждениях России становится невозможным, поскольку оно не соответствует требованиям российского законодательства. Это требование имеет экономическое значение, так как стимулирует развитие местных производителей программного обеспечения и оборудования.
Дополнительные ограничения
Кроме требований, установленных Постановлением № 1236, законы Российской Федерации предусматривают еще несколько ограничений в отношении программного обеспечения:
- Российские государственные учреждения не вправе закупать программное обеспечение у иностранных поставщиков, если на территории России существуют российские программные решения, удовлетворяющие требованиям заказчика.
- При закупке оборудования должно быть принудительное требование использования только российских программных решений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.
- Использование лицензионного программного обеспечения в государственных учреждениях возможно только с разрешения правообладателей, которые зарегистрированы в реестрах программного обеспечения.
Документация и реестры
В соответствии с Постановлением № 1236, государственные учреждения обязаны вести документацию и поддерживать реестры программного обеспечения. Данный реестр обеспечивает информацию о зарегистрированных программах, их версиях и правообладателях.
Одним из государственных реестров программного обеспечения является «Реестр российского программного обеспечения для электронных цифровых вычислительных машин и баз данных», который ведется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Основная цель ведения таких реестров — обеспечить доступ к актуальной информации о разрешенном программном обеспечении. Благодаря наличию таких реестров специалистам будет проще идентифицировать и проверять программное обеспечение при закупках и внедрении, а также избегать незаконного использования программ.
Видео:
44-ФЗ: Алгоритм применения импортозамещающих актов в государственных закупках
44-ФЗ: Алгоритм применения импортозамещающих актов в государственных закупках by Академия кадрового резерва 477 views 6 years ago 1 hour, 4 minutes