- Запуск функции main в Linux: секреты и нюансы
- Структура ELF-файла: основные компоненты и их функции
- Компиляция исходного кода: от исходников к исполняемому ELF-файлу
- Загрузка ELF-файла в память: процесс и особенности
- Заголовки и секции ELF-файла
- Процесс загрузки ELF-файла
- Пример загрузки ELF-файла в память
- Сегменты и секции ELF-файла: различия и назначение
- Обработка динамической связи: разрешение символов во время выполнения
- Инициализация окружения перед запуском main: как это происходит
- Введение
- Исполняемый файл и его заголовки
- __libc_start_main: вопросы и ответы
- Инициализация окружения
- Проверка и исполнение main
- Аргументы командной строки: передача и обработка в программе
- Динамическая загрузка и выгрузка библиотек: динамическая линковка
- Что такое динамическая линковка?
- Как работает динамическая линковка?
- Пример динамической линковки
- Видео:
- Linux для начинающих / Урок #5 – Работа с файлами и директориями
Запуск функции main в Linux: секреты и нюансы
Исходный код программы может запускаться настолько разными способами, что нам всегда интересно узнать, как именно это происходит. В Linux исполняемый файл начинает свою работу с вызова функции main, но остается вопрос, как именно осуществляется этот запуск?
Каждый исполняемый файл, скомпилированный для Linux в формате ELF (Executable and Linkable Format), содержит информацию о точке входа, которая определяет функцию main. При запуске исполняемого файла, система загружает его в память и передает управление на эту точку входа.
Одним из лучших инструментов, которые можно использовать для изучения работы исполняемого файла, является утилита objdump, которая входит в состав пакета binutils. С помощью команды objdump -f filename, где filename — имя файла, вы можете получить информацию о формате исполняемого файла и точке входа.
Файл ELF состоит из нескольких частей, одна из которых — таблица символов, которая содержит информацию о всех символах в файле. Запустив objdump -t filename, вы можете увидеть эти символы и их адреса. Это помогает вам понять, какие другие функции вызываются из функции main.
Исполняемый файл также может содержать директивы линковщика, которые определяют зависимости от других библиотек. Когда файл запускается, система загружает необходимые библиотеки в память и разрешает ссылки на них. Вы можете узнать о таких зависимостях, используя команду objdump -p filename.
Структура ELF-файла: основные компоненты и их функции
ELF-файл состоит из заголовка и нескольких секций и сегментов, которые хранят различные данные и ресурсы, необходимые программе для успешной инициализации и выполнения. Каждый компонент выполняет свою специфическую функцию и является неотъемлемой частью структуры ELF-файла.
Заголовок ELF-файла является первой частью файла и содержит информацию о структуре и организации файла. Он также указывает на конкретные секции и сегменты, которые должны быть загружены и инициализированы при запуске программы.
Секции ELF-файла представляют собой независимые блоки данных, содержащие различные типы информации, такие как код, данные и таблицы символов. Секции обычно делятся на инициализированные и неинициализированные. Инициализированные секции содержат конкретные значения, в то время как неинициализированные секции содержат нулевые данные.
Сегменты ELF-файла являются частью виртуальной памяти, занимаемой программой при её выполнении. Сегменты содержат различные типы данных и кода, необходимые для запуска программы. Например, сегмент кода содержит исполняемый код программы, а сегмент данных содержит инициализированные данные, которые будут использоваться программой во время выполнения.
Другие важные компоненты ELF-файла включают таблицу символов, которая содержит информацию о символах и их адресах в памяти, и таблицу релокаций, которая показывает, какие адреса нужно изменить во время связывания. Оба компонента играют важную роль в процессе связывания программы с библиотеками и другими исполняемыми файлами.
Известными инструментами для анализа структуры ELF-файла являются утилиты objdump и readelf. С помощью этих утилит вы можете просмотреть различные компоненты файла и получить информацию о его структуре и содержимом.
Компиляция исходного кода: от исходников к исполняемому ELF-файлу
Компиляция исходного кода осуществляется с помощью инструментов, таких как GCC (GNU Compiler Collection) или Clang. В результате компиляции получается объектный файл, который содержит машинный код и данные, но еще не полностью готов к исполнению.
На этапе линковки объектные файлы объединяются в один исполняемый файл. Этот процесс осуществляется линкером, например, GNU ld (Linker). Линкер создает структуру ELF-файла, определяет его заголовки, сегменты памяти и другие динамические ресурсы.
Один из наиболее популярных заголовков ELF-файла — ELF заголовок. Он содержит информацию о структуре файла, объявляет его цель (бинарный исполняемый файл или разделяемая библиотека), а также указывает на другие части ELF-файла, такие как таблицы символов и секции.
Заголовок программы (Program Header) определяет сегменты памяти, которые должны быть загружены в память при запуске приложения. Это может быть код программы, данные или другие ресурсы. Благодаря этому при запуске ELF-файла операционная система знает, как распределить память для программы и управлять ее исполнением.
Одним из важных сегментов памяти в ELF-файле является сегмент с кодом программы. Этот сегмент содержит исполняемый код, который будет вызываться при запуске программы. Обычно точкой входа в программу является функция main.
Кроме сегмента кода, в ELF-файле могут быть определены и другие сегменты, содержащие данные или ресурсы, которые должны быть загружены в память при запуске приложения.
Еще одним важным элементом ELF-файла является таблица символов (Symbol Table). Она содержит информацию о функциях и переменных, определенных в программе. Благодаря этой таблице операционная система может разрешить вызов функций из разных частей исполняемого файла.
Стоит отметить, что ELF-файлы имеют стандартный ABI (Application Binary Interface), который определяет, как различные компоненты операционной системы взаимодействуют друг с другом. В частности, ABI определяет, как вызывать функцию main и как передавать ей аргументы командной строки.
Для лучшего понимания структуры и содержимого ELF-файлов можно воспользоваться утилитами, такими как readelf или objdump. Они позволяют просмотреть заголовки и секции ELF-файла, а также информацию о символах и других деталях исполнения.
Вот примерно так выглядит заголовок ELF-файла на примере ассемблерного исходника:
ELF Header: Magic: 7f 45 4c 46 01 01 01 00 00 00 00 00 00 00 00 00 Class: ELF32 Data: 2's complement, little endian Version: 1 (current) OS/ABI: UNIX - System V ABI Version: 0 Type: EXEC (Executable file) Machine: Intel 80386 Version: 0x1 Entry point address: 0x80482bc Start of program headers: 52 (bytes into file) Start of section headers: 4188 (bytes into file) Flags: 0x0 Size of this header: 52 (bytes) Size of program headers: 32 (bytes) Number of program headers: 9 Size of section headers: 40 (bytes) Number of section headers: 30 Section header string table index: 27
Если вам интересны подробности о том, как ELF-файлы работают на самом деле и зачем заниматься пересборкой и линковкой исходника, рекомендую обратиться к документации и ресурсам, которые предоставляют более глубокое понимание этой темы.
Компиляция исходного кода и создание исполняемых ELF-файлов — это важные этапы разработки в Linux. Помимо main-функции и структуры ELF-файла, существует много других подробностей и главных моментов, которые определяют успешный запуск и исполнение приложения.
Загрузка ELF-файла в память: процесс и особенности
Перед тем, как функция main будет вызвана, исполняемый файл (ELF-файл) загружается в память. Загрузка ELF-файла имеет свои особенности и проходит в несколько этапов.
Заголовки и секции ELF-файла
ELF-файл содержит информацию о своей структуре с помощью заголовков. Заголовки могут предоставлять информацию о типах данных, размерах секций, точке входа и т.д. При открытии и изучении ELF-файла можно использовать утилиты, такие как readelf, чтобы посмотреть все заголовки в подробностях.
ELF-файл состоит из различных секций, таких как секция кода, секция данных, секция символов и других. При загрузке в память, секции размещаются в соответствующих областях памяти.
Процесс загрузки ELF-файла
Процесс загрузки ELF-файла делится на несколько шагов:
- Ядро Linux открывает файл для чтения.
- Ядро анализирует заголовки ELF-файла для получения информации о его структуре и требуемом объеме памяти.
- Ядро резервирует необходимую память для размещения ELF-файла.
- Ядро загружает данные из ELF-файла в соответствующие области памяти.
- Ядро устанавливает указатель стека на стеке процесса.
- Ядро передает управление функции main.
Во-первых, загружаются секции. Затем ядро отображает файл в память и загружает данные из него в соответствующие области памяти. Помимо данных, в память также загружается исполняемый код. Каждый процесс имеет свой собственный уникальный код, который запускает и исполняет функцию main и всю остальную логику приложения.
После загрузки и запуска функции main, ядро удаляет страницы памяти, содержащие загрузочные секции ELF-файла. Таким образом, только необходимые данные и исполняемый код остаются в памяти.
Пример загрузки ELF-файла в память
Попробуем загрузить ELF-файл в память с помощью утилиты gcc и выполнить функцию main. Вот код программы:
/* main.c */
#include <stdio.h>
int main() {
printf("Hello, World!
");
return 0;
}
Скомпилируем код следующей командой:
gcc -o main main.c
Загрузим полученный исполняемый файл в память и выполним функцию main:
#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <string.h>
#include <unistd.h>
#include <fcntl.h>
#include <sys/mman.h>
#include <elf.h>
#define PAGE_SIZE 4096
int main(int argc, char** argv) {
if (argc < 2) {
printf("Usage: %s filename
", argv[0]);
return -1;
}
// Открываем elf-файл для чтения
int fd = open(argv[1], O_RDONLY);
if (fd == -1) {
perror("open");
return -1;
}
// Получаем размер файла
off_t file_size = lseek(fd, 0, SEEK_END);
// Загружаем файл в память
void* file_data = mmap(NULL, file_size, PROT_READ, MAP_PRIVATE, fd, 0);
// Считываем заголовки ELF-файла
Elf64_Ehdr* elf_hdr = (Elf64_Ehdr*)file_data;
Elf64_Phdr* program_hdr = (Elf64_Phdr*)(file_data + elf_hdr->e_phoff);
// Первоначальные настройки стека
void* stack = mmap(NULL, PAGE_SIZE, PROT_READ | PROT_WRITE, MAP_PRIVATE | MAP_ANONYMOUS, -1, 0);
void* stack_top = stack + PAGE_SIZE;
// Загрузка секций и кода памяти
for (int i = 0; i < elf_hdr->e_phnum; i++) {
if (program_hdr[i].p_type == PT_LOAD) {
void* segment_addr = (void*)program_hdr[i].p_vaddr;
void* segment_data = (void*)(file_data + program_hdr[i].p_offset);
memcpy(segment_addr, segment_data, program_hdr[i].p_filesz);
// Если в секции есть пространство, заполним его нулями
if (program_hdr[i].p_memsz > program_hdr[i].p_filesz) {
memset(segment_addr + program_hdr[i].p_filesz, 0, program_hdr[i].p_memsz - program_hdr[i].p_filesz);
}
}
}
// Запуск функции main
int (*start)(int, char**) = (int (*)(int, char**))elf_hdr->e_entry;
start(argc, argv);
// Освобождаем память
munmap(file_data, file_size);
munmap(stack, PAGE_SIZE);
// Закрываем файл
close(fd);
return 0;
}
Выполнение данного кода загружает ELF-файл в память, размещает секции и код исполняемого файла на соответствующих адресах памяти, и запускает функцию main.
Сегменты и секции ELF-файла: различия и назначение
Для понимания процесса запуска функции main
в Linux важно изучить структуру ELF-файла в подробностях. В одном ELF-файле могут быть различные секции и сегменты, каждый из которых имеет свои особенности и выполняет определенные функции.
Секции представляют собой самую маленькую единицу хранения данных в ELF-файле. Они содержат информацию о коде, данных, таблицах символов, строках и других элементах программы. Например, раздел .text содержит исполняемый код на выбранном языке программирования. Секции компилятором расширяются таким образом, чтобы учитывать все необходимые данные, включая таблицы символов и строки.
Сегменты, в свою очередь, являются более крупными блоками данных и содержат определенные секции. Они отражают различные части приложения в памяти, которые могут быть исполнены или загружены по требованию. Например, сегмент .text содержит исполняемый код, а сегмент .data — данные, которые используются в программе. Сегменты обрабатываются как единое целое, и выравниваются по определенным правилам.
Для более полного понимания структуры ELF-файла, важно также знать о заголовке ELF. Заголовок содержит информацию о версии формата, используемой архитектуре, точке входа и других важных данных. Все секции и сегменты находятся после заголовка.
Теперь, когда мы знаем основы, давайте погрузимся в более подробные детали. Некоторые из наиболее популярных секций включают .text, .data, .bss и .rodata. Секции .text и .data часто используются для хранения исполняемого кода и данных соответственно. Секция .bss выделяется для хранения переменных, которые инициализируются нулями, а .rodata содержит только чтение данные.
Отдельно стоит упомянуть о стеке и указателе на стек, которые также имеют свое место в структуре ELF-файла. Стек используется для хранения временных данных и вызова функций в процессе выполнения программы, а указатель на стек указывает на текущий адрес в стеке. Кроме того, указатель стека может быть использован для обработки исключений и для передачи аргументов функций.
Интересно, что некоторые секции могут быть динамические и менять свое место в памяти во время исполнения программы. Это часто связано с использованием различных инструментов и библиотек. Например, секция .data может быть перенесена в другое место памяти для удовлетворения запросов динамического связывания.
Важно понимать, что ELF-файл — это бинарное представление исполняемого файла, и его структура определяется ядром операционной системы при его обработке. При запуске приложения ядро загружает ELF-файл, обрабатывает его заголовок и выполняет необходимые действия, чтобы запустить функцию main
.
Таким образом, сегменты и секции ELF-файла играют важную роль в процессе загрузки и исполнения программы в Linux. Понимание их назначения и функций поможет разработчикам разобраться во внутреннем устройстве исполняемых файлов и решить различные вопросы, связанные с отладкой и оптимизацией кода.
Обработка динамической связи: разрешение символов во время выполнения
Каждое исполняемое приложение в Linux имеет свой файл, содержащий все необходимые данные для его работы. Этот файл называется «объектным файлом» и имеет формат, понятный системе. Для понимания работы динамической связи важно понять, как объектный файл загружается и запускается.
При запуске программы операционная система загружает объектный файл в память и размещает его в стеке процессора. Такой файл содержит информацию о функциях, переменных и других символах, которые были объявлены в коде. Но при загрузке файла операционная система не может понять, где находятся эти символы в других файлах или библиотеках.
Для разрешения символов во время выполнения система использует дополнительные заголовки в объектном файле. Эти заголовки содержат информацию о том, как связать символы с теми файлами или библиотеками, где они объявлены.
Например, если в коде программы используется функция, которая объявлена внутри библиотеки, то объектный файл будет содержать информацию о том, как найти эту функцию в библиотеке и скопировать ее в стек процессора.
Таким образом, при запуске функции main в Linux операционная система проходит по всем символам, которые требуются для выполнения программы, и разрешает их динамически во время выполнения. Это позволяет программе использовать функции и переменные из разных файлов и библиотек.
Для более полного понимания динамической связи в Linux рекомендуется изучить архитектуру компьютера и начать с вступительной информации о создании и исполнении исполняемого файла. Также полезно посмотреть различные форматы объектных файлов, такие как a.out и ELF, и изучить их заголовки и секции. Здесь я дополнительно советую входить в тестирование и создание своих входных файлов, это может быть полезно для получения полного результата обработки символов.
Инициализация окружения перед запуском main: как это происходит
Когда мы запускаем программу на языке C/C++ в операционной системе Linux, перед тем как функция main начнет свое выполнение, происходит несколько важных этапов настройки окружения. Разберемся, что это такое и зачем оно нужно.
Введение
Операционная система Linux использует формат исполняемых файлов ELF (Executable and Linkable Format), в которых хранится код программы, а также дополнительная информация о ресурсах и зависимостях, необходимых для ее работы. ELF-файлы можно условно разделить на две части: заголовочную информацию и исполняемый сегмент.
В этом разделе мы подробнее изучим, какие действия происходят перед запуском функции main и как операционная система устанавливает все необходимые значения и ресурсы.
Исполняемый файл и его заголовки
Исполняемый файл находится в его бинарном формате и может быть представлен в виде одного файла или набора файлов, которые можно исполнять. ELF-файл имеет определенную структуру, включая заголовки, которые содержат информацию о важных аспектах исполняемого файла.
Одним из ключевых заголовков является заголовок программы (program header), который содержит информацию о различных сегментах исполняемого файла, включая сегменты для кода, данных и динамических библиотек.
Инициализация окружения перед запуском main также связана с заголовком программы, так как именно здесь хранится информация о том, какие действия нужно выполнить перед запуском main.
__libc_start_main: вопросы и ответы
Основной механизм инициализации окружения перед запуском main называется __libc_start_main. Это функция, которая вызывается перед функцией main и выполняет несколько важных задач, включая инициализацию библиотек, установку нужных значений переменных окружения и т.д.
Как только операционная система грузит исполняемый файл в память, она находит и вызывает функцию __libc_start_main, чтобы инициализировать окружение и передать управление функции main. Можно сказать, что __libc_start_main — это «обертка», которая позволяет нам запускать нашу программу.
Инициализация окружения
Теперь давайте разберемся, что именно делает __libc_start_main перед запуском main.
Она проверяет наличие необходимых динамических библиотек (shared libraries), необходимых для работы программы, и загружает их в память.
Также __libc_start_main устанавливает значения переменных окружения, указывая на местоположение различных ресурсов (например, пути поиска динамических библиотек).
Она может производить другие настройки, включая установку значений глобальных переменных, параметров командной строки и других данных, которые могут понадобиться программе для ее корректной работы.
Проверка и исполнение main
После того как __libc_start_main выполнила все необходимые инициализации и настройки, она вызывает функцию main, которая является точкой входа в программу. Все параметры командной строки передаются в качестве аргументов функции main.
Полный стек вызовов может выглядеть следующим образом:
Function | Argument |
---|---|
__start | argv[0] |
__libc_start_main | main, argc, argv, NULL |
main | argc, argv |
Теперь вы можете лучше понимать, как работает инициализация окружения перед запуском main в Linux. Изучив эти нюансы, вы сможете более глубоко изучить внутреннее устройство операционной системы и более эффективно использовать ее возможности в своей программе.
Аргументы командной строки: передача и обработка в программе
При запуске программы в операционной системе Linux возможно передавать аргументы командной строки, которые можно использовать для настройки и управления поведением программы. В этом разделе мы рассмотрим, как передаются и обрабатываются аргументы командной строки в программе.
Все аргументы командной строки, переданные программе, хранятся в массиве строк с именем argv
. Первый элемент массива argv[0]
обычно содержит имя самой программы, а последующие элементы argv[1]
, argv[2]
, и так далее – аргументы, переданные программе.
Для обработки аргументов командной строки в программе мы можем использовать цикл, который перебирает элементы массива argv
и производит нужные действия в зависимости от содержимого аргументов. Например, мы можем анализировать аргументы и выполнять различные действия или настройки программы в соответствии с переданными значениями.
Некоторые программы имеют возможность принимать аргументы командной строки в специальных форматах, например, для указания опции или файла. Такие аргументы могут иметь определенную структуру и синтаксис, определяемый самой программой.
Чтобы узнать, какие аргументы командной строки передает программа и как они обрабатываются, можно воспользоваться инструментами разработчика, такими как objdump
или elfls
, которые позволяют просмотреть содержимое исполняемого файла и его заголовков, секций и других структур данных.
Теперь, когда у нас есть общее представление о том, как передаются и обрабатываются аргументы командной строки в программе, мы можем использовать эту информацию для различных целей.
Динамическая загрузка и выгрузка библиотек: динамическая линковка
Что такое динамическая линковка?
Динамическая линковка — это механизм, позволяющий обеспечить связь исполняемого файла с необходимыми библиотеками во время исполнения. Она позволяет разделить программу на модули, что облегчает поддержку, обновление и переносимость программного обеспечения.
Один из наиболее важных файлов-библиотек, с которыми вы, вероятно, знакомы, — это libc.so, библиотека языка программирования С в Linux. В настоящее время на системах amd64 используется версия libc.so.6, хотя другие версии этой библиотеки также могут быть предоставлены ядром.
Как работает динамическая линковка?
Введение в динамическую линковку начну с рассмотрения процесса загрузки и выгрузки программных модулей. Когда программное средство требует подключения функций из библиотеки, оно использует системный вызов dlopen() для загрузки требуемой библиотеки в память. При этом вызывается функция main(), которая выполняет начальную настройку программы и вызывает нужные функции из динамически подключенных библиотек.
В динамическом исполнении можно использовать команду ldd для поиска и отображения связываемых библиотек. Например, ldd /bin/ls позволяет увидеть все библиотеки, используемые исполняемым файлом /bin/ls.
Когда модуль библиотеки загружен, операционная система заботится о связке символов, связывании релокаций и установке соответствующих дескрипторов. Для этого используется динамическая таблица символов.
Пример динамической линковки
Для лучшего понимания динамической линковки, рассмотрим пример загрузки библиотеки и вызова функции из нее.
// main.c #includeint main() { printf("Hello, dynamic linking! "); return 0; }
// custom_library.c #includevoid custom_function() { printf("Custom function called! "); }
// custom_library.h void custom_function();
В данном примере файл main.c является исполняемым файлом, а файл custom_library.c представляет собой отдельную библиотеку, которую мы хотим динамически загрузить и вызвать функцию custom_function().
Компилируем файл custom_library.c в динамическую библиотеку:
$ gcc -shared -o custom_library.so custom_library.c
Теперь внесем некоторые изменения в файл main.c, чтобы использовать динамическую линковку:
// main.c #include#include int main() { printf("Hello, dynamic linking! "); void *handle = dlopen("./custom_library.so", RTLD_LAZY); if (!handle) { fprintf(stderr, "Error: %s ", dlerror()); return 1; } typedef void (*custom_func_t)(); custom_func_t custom_function = (custom_func_t) dlsym(handle, "custom_function"); if (!custom_function) { fprintf(stderr, "Error: %s ", dlerror()); return 1; } custom_function(); dlclose(handle); return 0; }
В этом примере мы подключаем заголовочный файл <dlfcn.h>, который предоставляет функции для динамической загрузки и выгрузки библиотек. Затем мы используем функцию dlopen() для загрузки нашей пользовательской библиотеки custom_library.so. Если библиотека загрузилась успешно, мы можем вызвать функцию custom_function() из этой библиотеки, используя функцию dlsym(). Наконец, мы освобождаем ресурсы с помощью функции dlclose().
Hello, dynamic linking! Custom function called!
Таким образом, динамическая линковка позволяет динамически подключать и использовать функции из библиотек во время выполнения программы, что делает ее более гибкой и масштабируемой.
Дальнейшее изучение динамической линковки может потребовать изучения статических и динамических сегментов памяти, а также процесса разрешения символов и релокаций.
Совет: для начала читать о динамической линковке лучше всего с введения и начала понимания, поскольку некоторые концепции и термины могут быть непонятными или запутанными для новичков. После этого вы можете рассмотреть более подробные темы, такие как ABI (Application Binary Interface) и динамическая таблица символов.
Видео:
Linux для начинающих / Урок #5 – Работа с файлами и директориями
Linux для начинающих / Урок #5 – Работа с файлами и директориями by Гоша Дударь 88,598 views 2 years ago 34 minutes